СП "Детский сад № 10" ГБОУ СОШ №29 г.Сызрань

Коррекционное и инклюзивное образование

В СП «Детский сад» № 10  ГБОУ СОШ № 29 г. Сызрани в 2021-2022 учебном году функционируют  группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ в возрасте от 5 до 7 лет.

Всего детей с ОВЗ (с нарушениями речи V вида) — 36.

В этих группах созданы специальные образовательные условия для детей с ОВЗ, у которых выявлены трудности в обучении, воспитании и развитии, связанные с нарушениями речи, а именно:

  •   режиме полного дня организовано воспитание и обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи с необходимым программно-методическим обеспечением в соответствии с программой.
  •  осуществляется психолого-педагогическое сопровождение:

 — коррекционно-педагогическую помощь воспитанникам групп компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями        речи оказывают: учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели  группы, музыкальный руководитель.

Условия созданные в СП «Детский сад №10» ГБОУ СОШ № 29 г. Сызрани для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Кадровое обеспечение в СП «Детский сад №10» ГБОУ СОШ № 29 г. Сызрани:

  • Воспитатели — 4 человека.
  • Учителя-логопеды — 2 человека.
  • Педагог — психолог — 1 человек.
  • Музыкальный руководитель — 1 человек.

Условия для обучения и коррекционной работы с детьми с ОВЗ:

  • сенсорная комната
  • 2 логопедических кабинета   
  • 1 кабинет педагога- психолога   
  • медицинский блок
  • групповые помещения

Положения
Циклограммы рабочего времени специалистов

Журналы педагога-психолога

1.Январь  

 2.Февраль

3.Март

4.Апрель

5.Май

6.Июнь

7.Июль

8.Август

9.Сентябрь

10.Октябрь

В СП «Детский сад № 10», расположенном по адресу: 446010, Самарская область, г. Сызрань, ул. Гоголя, д.15-А  организовано обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со следующими  нормативными документами:

  Локальные акты по организации обучения детей с ОВЗ

Алгоритм выявления детей с ОВЗ
в СП «Детский сад №10» ГБОУ СОШ № 29 г. Сызрани
(далее СП Учреждения)

Предусматривается следующий алгоритм выявления детей с ОВЗ и создания для них специальных образовательных условий:
Обследование ребенка проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка.
1. В начале нового учебного года в структурном подразделении специалисты психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) в ходе оценки индивидуального развития (педагогической и логопедической диагностики) выявляют детей с трудностями в освоении ООП.
2. После этого проводится заседание консилиума с целью определения основной проблемы каждого ребенка и разработки рекомендаций специалистов по оказанию коррекционной помощи ребенку. На данном этапе родителям (законным представителям) рекомендуется прохождение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) с целью определения образовательной программы и специальных условий получения образования ребенком с учетом его индивидуальных особенностей развития, составления индивидуальных образовательных маршрутов.
3. Результаты обследования ребенка на ПМПК используются для создания специальных образовательных условий включающих использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий
4. На основании рекомендаций ПМПК, анализа речевой карты ребёнка, результатов педагогической диагностики (индивидуальной оценки развития ребенка) специалисты ПМПК структурного подразделения разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут для ребенка.
5. В индивидуальном образовательном маршруте отражены направления коррекционной работы, осуществляемой всеми педагогами, работающими с детьми, которые позволяют устранить выявленные в ходе обследования нарушения в развитии ребёнка. После разработки индивидуального образовательного маршрута педагоги и специалисты структурного подразделения осуществляют их реализацию и ведут динамическое наблюдение за развитием ребенка (результат фиксируется в индивидуальном образовательном маршруте в середине года). Маршрут может корректироваться в течение года по мере устранения недостатков в развитии детей. Индивидуальный маршрут позволяет повысить эффективность образовательных мероприятий и осуществлять личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании.
6.Заседания консилиума по уточнению индивидуального образовательного маршрута проводятся один раз в 3 месяца.
7. В конце учебного года (последняя неделя мая) педагогами учреждения, специалистами ЦДК проводится комплексное обследование детей с целью анализа годовой динамики развития каждого ребенка. В рамках данного обследования может использоваться психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей), которая проводится специалистами ЦДК.
Участие ребенка в обследовании на ПМПК и в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Рекомендации ПМПК используются для решения задач коррекционно-развивающей работы на следующий учебный год.

Алгоритм коррекционной работы для детей с ОВЗ

Этапы Основное содержание Результат
Организационный Сбор анамнестических данных посредством изучения медицинской и педагогиче­ской документации ребёнка.

Исходная педагогическая и логопедическая диагностика детей с нарушениями речи: исследование состояния речевых и неречевых функций ребёнка, уточнение структуры ре­чевого дефекта, изучение личностных качеств детей, определение наличия и степени фик­сации на речевом дефекте.

Определение содержания деятельности по реализации задач коррекционно-образовательной деятельности, формирование подгрупп для занятий в соответствии с уровнем сформированных речевых и неречевых функций.

Пополнение фонда логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным дидактическим материалом в соответствии с составленными планами работы.

Формирование информационной готовности педагогов ДОО и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми.

Индивидуальное консультирование родителей – знакомство с данными педагогической и логопедической диагностики структурой речевого дефекта, определение задач совместной помощи ребёнку в преодолении данного речевого нарушения, рекомендации по организации деятельности ребёнка вне детского сада.

Определение структуры речевого дефекта каждого ребёнка, задач коррекционной работы

Заполнение речевых карт

Составление индивидуальных образовательных маршрутов детей с нарушениями речи в ДОО и семье в соответствии с учётом данных, полученных в ходе педагогического и логопедического исследования.

Формирование подгрупп для занятий с детьми, имеющими сходные структуру речевого нарушения и/или уровень речевого развития.

Составление программ взаимодействия специалистов ДОО с педагогами и родителями ребенка с нарушениями речи.

Основной Решение задач, заложенных в индивидуальных образовательных маршрутах и групповых (подгрупповых) коррекционных программах.

Педагогический и логопедический мониторинг.

Согласование, уточнение (при необходимости – корректировка) меры и характера коррекционно-педагогического влияния участников коррекционно-образовательного процесса.

Индивидуальное консультирование родителей о ходе коррекционного процесса, посещение ими индивидуальных занятий, овладением приёмами автоматизации корректируемых звуков.

Взаимодействие с педагогами по тетрадям  взаимодействия, проведение консультаций.

Достижение определенного позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии.
Заключительный Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-речевой работы с  ребенком (группой детей).

Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных) перспектив выпускников группы для детей с нарушениями речи

Решение о прекращении коррекционной работы с ребенком, изменение ее характера или корректировка индивидуальных образовательных маршрутов  и продолжение коррекционной работы.

Создание специальных условий обучения и воспитания детей с ОНР

В СП «Детский сад №10» функционируют 2 группы компенсирующей направленности, которую посещают дети с ограниченными возможностями здоровья – тяжелыми нарушениями речи. Содержание коррекционной работы в соответствии с ФГОС ДО направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении Программы.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации (индивидуальный образовательный маршрут) и дифференциации образовательного процесса.

Цель коррекционной работы ДОО — создание оптимальных психолого-педагогических условий для обеспечения коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и оказания помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.

Задачи коррекции:

  • своевременное выявление детей с ОВЗ и определение их особых образовательных потребностей, обусловленных недостатками в физическом и (или) психическом развитии;
  • создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ программы и их интеграции в ДОО;
  • осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
  • разработка и реализация индивидуальных планов коррекционной работы с детьми с ОВЗ, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с ОВЗ;
  • реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ и формированию здорового образа жизни;
  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в группах компенсирующей направленности, учитывает особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей и основывается на следующих принципах и подходах:

Общие принципы коррекции (для всех детей с ОВЗ):

  • своевременность коррекции отклонений в развитии;
  • учёт общих закономерностей развития детей дошкольного возраста и сензитивных периодов в развитии психических процессов;
  • учёт общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с ОВЗ;
  • обеспечение общего разностороннего развития дошкольников с ОВЗ на основе изучения их возрастных психофизических возможностей и знаний закономерностей нормального развития ребёнка (с максимальной адаптацией к окружающей действительности);
  • проведение всех мероприятий на основе максимально сохранных в своём развитии анализаторов, функций и систем ребёнка с ОВЗ;
  • осуществление комплексного (физиологический, психолого-педагогический) подхода к диагностике и коррекционной помощи детям с ОВЗ;
  • осуществление индивидуального подхода при выполнении коррекционной работы с детьми с ОВЗ (учёт психофизиологических особенностей ребёнка с ОВЗ при подборе длительности мероприятий, темпа усвоения и скорости выполнения заданий);
  • осуществление дифференцированного подхода к детям в зависимости от их психофизического состояния и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми, оригинальных наглядных пособий, наполняемости групп и методики индивидуально-подгруппового обучения;
  • осуществление деятельностного подхода к коррекции недостатков психофизического развития у детей с ОВЗ (проведение коррекционных мероприятий в процессе осуществления деятельности детей);
  • обеспечение системы работы по социально-бытовой адаптации и самореализации детей с ОВЗ.
  • Создание специальных условий обучения и воспитания детей с ОНР
  • Выполнение коррекционно-педагогических условий в группах для детей с ОНР обеспечивает возможность обогащения словарного запаса, совершенствования звуковой культуры, формирования грамматического строя речи, развивает диалогическую и монологическую речь, закладывает основы речевой и языковой культуры, создает предпосылки для успешного овладения чтением и письмом. Это в свою очередь способствует освоению детьми с ОНР основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интег­рации в общеобразовательные учреждения.
1. Создание условий для развития речевой деятельности и речевого общения детей Организация и поддержка речевого общения на занятиях и вне занятий, побуждение внимательно выслушивать других детей, фиксировать внимание ребенка на содержании высказываний сверстников.

Создание ситуации общения для обеспечения мотивации речи.

Стимулирование обращения к педагогам и сверстникам с вопросами, сообщениями.

Формирование умения отстаивать свое мнение, доказывать, убеждать с помощью речи.

Создание условий для уточнения понимания речи в зависимости от ситуации и контекста, развитие вари­ативности лексики.

2. Создание педагогических условий развития речи Соблюдение голосового режима: разговаривать и проводить занятия голосом разговорной громкости, не допускать форсирования голоса, крика.

Упражнение детей в координации движений артикуляционного аппарата и мелкой моторики, артикуляционного аппарата и общей моторики.

Корректировка произношения. Побуждение детей прислушиваться к произношению взрослых и сверстников и правильно произносить звуки, слоги, слова и т.д.

Обогащение активного словарного запаса новыми словами с правильно произносимыми звуками, уточнение смыслового значения слов.

Организация игр для развития звуковой стороны речи детей, установления последовательности и места звуков в слове.

3. Создание условий для развития слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля Организация игр и упражнений для развития слухового внимания, направленных на точное восприятие вопросов, понимание словесных инструкций («Небылицы», «Бывает — не бывает», «Будь внимательным»)
4. Создание условий для развития речевого слуха детей В процессе обогащения словаря и уточнения смыслового значения слов-названий, свойств, действий фиксация внимания на их полноценном слуховом восприятии и правильном воспроизведении («послушай», «повтори», «скажи», «назови»).

Привлечение внимания детей к восприятию интонационной стороны речи, побуждение соотносить интонацию с характером и настроением людей.

Проведение игр с музыкальными инструментами, направленными на узнавание, соотнесение и развитие голоса, интонации, речевого и слухового внимания.

5. Создание условий для формирования восприятия фонематической стороны речи детей Проведение специальных игр и упражнений с целью определения места звука в слове, места ударения, от­личительных признаков фонем, количества и последо­вательности звуков и слогов
6. Создание условий для формирования темпа и ритма речи Проведение игр и заданий для развития умений различения-воспроизведения ритма в разных видах деятельности (игра, изобразительная, двигательная и трудовая деятельность и т.д.).

Планирование занятий по постановке и выделению словесно-логического и смыслового ударения, выделению ударного слога в слове и значимых отрезков текста.

Проведение упражнений на совмещение темпа и ритма речи с движениями под музыку и без нее.

Проведение логоритмических занятий.

Моделирование речевого темпа, по образцам пра­вильного произнесения, по отрывкам из литературных произведений, сказок, стихотворных форм, пословиц, загадок, скороговорок, чистоговорок и т.д.

7. Создание условий для развития связного высказывания детей (использование раз­личных типов высказывания детей) Стимулирование развития и формирования не только познавательного интереса, но и познавательного общения, которое обеспечивается речевыми средствами-высказываниями, вопросами, ответами.

Создание условий для развития диалогической речи, стимулировать собственных высказываний детей

Помощь ребенку  в переходе на новую ступень ведения диалога — от участия к сотрудничеству.

Проведение работы по формированию навыков предварительного планирования деятельности.

Формирование умения детей составлять рассказы с опорой на план, схемы, серию сюжетных картинок, мнемотаблицы и т.д.

8. Создание условий для обучения детей творческому рассказыванию Формирование умения детей понимать художественные произведения, мотив поведения и отношение персонажей.

Развитие умения детей передавать содержание по ролям, создавая  выразительные образы.

Проведение ролевых игр, организация театральной деятельности.

9. Создание условий для формирования первоначальных навыков овладения письменной речью Знакомство детей с буквами русского алфавита.

Формирование умения детей выкладывать буквы из различных материалов, лепить из пластилина, писать в воздухе, «печатать» буквы,  слова и маленькие предложения.

Формирование умения детей разгадывать ребусы, решать кроссворды, читать изографы.

Развитие умения различать правильно и неправильно напечатанные буквы, «допечатывать» незаконченные буквы

Куда обратиться за консультацией и поддержкой?

В Западном образовательном округе функционирует центр психолого-педагогической помощи для детей дошкольного возраста: Государственное бюджетное учреждение – центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» г.о. Сызрань Самарской области, расположенное по адресу:

446010, Самарская обл., г. Сызрань, ул. Гидротурбинная, 24 А,тел. (8464) 37-58-65

Целью деятельности центра является преодоление трудностей воспитанников в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации посредством осуществления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи; обеспечение психолого-педагогических условий реализации основных общеобразовательных программ.

В  Центре диагностики и консультирования функционируют следующие структурные подразделения:

Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) создана с целью своевременного выявления детей с особенностями в физическом и психическом развитии (или) отклонениями в поведении; проведения их комплексного психолого- медико- педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого- медико- педагогической помощи и организации их обучения и воспитания. Заседания ПМПК проводятся ежедневно по адресу: г. Сызрань, ул. Гидротурбинная, 24 А. Ежегодно за диагностической, консультационной и коррекционной помощью специалистов комиссии обращается до четырех тысяч жителей Западного образовательного округа.

Служба ранней помощи оказывает комплексную помощь семьям с детьми раннего возраста, где реализуются индивидуально-ориентированные программы социально-педагогической направленности. Служба ранней помощи обеспечивает системный комплексный подход к проведению диагностики, реабилитации и реабилитации детей в возрасте от рождения до 4-х лет группы биологического и социального риска. Раннее выявление проблем развития ребенка и своевременное начало коррекционной работы дает возможность предупредить выявление вторичных отклонений в развитии, обеспечивают максимальную реализацию реабилитационного потенциала.

Коррекционно-развивающие группы являются преемственным звеном в сопровождении детей с проблемами в развитии на разных возрастных этапах:

  • Дошкольного возраста с нарушениями устной речи (дети с общим и нерезко выраженным недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи). Группа формируется по рекомендациям ПМПК из числа детей, не получающих коррекционную логопедическую помощь в дошкольных образовательных организациях. Прием в группу проводится в течение всего года по мере освобождения мест.
  • Для детей дошкольного возраста с нарушениями эмоционально-волевой сферы; ЗПР; со сложной структурой дефекта. Занятия проводят педагоги-психологи и учителя-дефектологи. Занятия могут проводиться на базе Центра или в образовательных учреждения Западного образовательного округа.
  • Отдел организация специального образования оказывает методическую помощь педагогам Западного образовательного округа по вопросам специального и инклюзивного образования. В штате имеются 3 инструктора-методиста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *